Анализ продуктов питания
Наличие микроорганизмов (бактерий, грибков и прочих) в продуктах питания неизбежно. Поэтому для обеспечения безопасности потребителей были разработаны методы анализа и контроля их количества. Для обнаружения, идентификации и подсчета концентрации микроорганизмов используются методы микробиологического анализа. Продукты, которые не соответствуют установленным нормам, нарушают законодательные нормы, и не допускаются к реализации.
Более того, требования к безопасности продуктов питания входят в международные нормы эпидемиологической безопасности, установленные Всемирной Организацией Здравоохранения. Поэтому наличие сертификата о чистоте продуктов и сырья – требование государственных служб и здравого смысла.
Содержимое
Значение микробиологических исследований продуктов
Микробиологический анализ продуктов питания – один из основных методов эпидемиологического контроля и, по совместительству, оценки качества продуктов питания. Они призваны предотвратить распространение инфекционных заболеваний (тифа, дизентерии и прочих) и преждевременную порчу продуктов.
Исследования преследуют следующие цели:
- Выявление бактериального загрязнения тестируемой продукции.
- Идентификация обнаруженных организмов и определение их количества.
- Определение соответствия фактического качества продукта заявленному производителем.
- Формирование рекомендаций оптимальных условий хранения, транспортировки и сроков годности конкретного продукта.
Экспертиза продуктов питания проводится в соответствии с широким спектром государственных стандартов, которые определяют методы забора образцов, типы исследований и допустимые значения концентрации микроорганизмов для разных групп продуктов питания.
Особенности проведения анализа продуктов питания
Проводить экспертизу уполномочены только аккредитованные лаборатории, которые располагают необходимым оборудованием и персоналом соответствующей квалификации. В лаборатории должны соблюдаться технологические требования к проведению экспертизы, правила забора проб и обширный ряд других требований.
Технологии и требования к проведению различных анализов пищевых продуктов регулируются более чем сотней нормативных документов. На практике выделяют два основных метода проведения исследований: качественный и количественный. Первый обнаруживает факт наличия патогенной микрофлоры и возбудителей инфекции, второй – определяет количество обнаруженных бактерий и грибков.
Анализ обнаруживает следующие группы микроорганизмов:
- Санитарно-показательные (бактерии, дрожжи, плесневые грибы), указывающие на санитарное состояние продукта.
- Условно-патогенные, которые провоцируют заболевания только при повышенной концентрации.
- Патогенные, провоцирующие заболевания вне зависимости от концентрации.
- Провоцирующие порчу продукции.
В густонаселенных городах, таких как Москва, санитарно-эпидемиологический контроль продуктов питания особенно важен ввиду повышенного риска формирования очага эпидемии.
Сфера применения
Документально подтвержденные результаты проведенного анализа имеют широкий спектр применения:
- Предприятия пищевой промышленности (вне зависимости от масштаба) ссылаются на них в маркировке производимых продуктов. Наличие подобной документации – обязательное условие для получения разрешения на производственную деятельность от контролирующих органов (Роспотребнадзор).
- Точки розничной и оптовой торговли также обязаны проводить микробиологический анализ продаваемой продукции.
- Заведения общественного питания (рестораны, кафе, столовые и другие).
Ввиду невысокой стоимости и наличия лабораторий соответствующего профиля независимая экспертиза продуктов питания доступна и частным лицам. Результаты подобного исследования могут стать веским аргументом в ходе судебного разбирательства с производителями и реализаторами продукции ненадлежащего качества.
К микробиологическим исследованиям продуктов питания чаще прибегают их производители для получения разрешения на производство, проверки санитарного состояния производственных линий и определения характеристик нового продукта или поступающего сырья. Это вопрос безопасности и имиджа предприятия одновременно.